Университетская газета

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
№3 (112)


Виктор Попов: "Главная задача человека - жить в мире с самим собой и с окружающими"

Он никогда не думал, что будет преподавателем. Он всю жизнь работал с людьми и всю жизнь был связан с управлением. Он стоял у истоков появления экономического факультета в СГУ. Сегодня - это главный наставник всех будущих менеджеров и создатель спецкурса на английском языке Виктор Николаевич Попов.

- Здравствуйте, Виктор Николаеви! Спасибо, что согласились уделить нам время. Расскажите, как все-таки Вы оказались в СГУ?

- В 1956 году я поступил в сельхозинститут на факультет механизации - в то время сильно возрос интерес к научной организации труда, появилось много переводной литературы по менеджменту, и я тоже не оставался в стороне. После окончания института я по распределению поехал в Казахстан, Семипалатинскую область. Работал там 8 лет, «дослужился» до главного инженера совхоза «Знаменский», который располагался как раз рядом с ядерным полигоном, а потом и до главного инженера района. Это был колоссальный опыт управления огромным по своей территории районом. С этим багажом в 1963 году я вернулся в Ставрополь. Работал начальником научной организации труда, в 1975 году защитил кандидатскую. Тут меня и пригласили в Москву, в НИИ Сельского хозяйства, где я долгое время работал. При министерстве сельского языка закончил курсы английского языка и стал сотрудничать с международным институтом прикладного системного анализа в Вене. Совместно с московскими институтами мы  разработали модель системы ведения хозяйства Ставропольского края. За эту разработку я получил премию Совета министров СССР. В 1994 году, когда возникла необходимость создания отделения экономики, меня пригласил Петр Викторович Акинин. Мы стали работать в составе исторического факультета, и с тех пор я работаю в вузе. Мы набрали студентов, сначала я был доцентом, а после защиты докторской в 1999 году стал заведовать кафедрой экономики и менеджмента.

- А в детстве Вы кем мечтали стать?

- Не помню, кем я хотел стать, но когда я появился на свет, мой отец сказал: «Это будет архитектор». Так почти и вышло (смеется).

- В этом месяце студенты выдвинули Вашу кандидатуру в рубрику «Классный преподаватель». Поделитесь, в чем секрет мастерства?

-  Да нет никакого мастерства, просто есть огромный опыт и желание передать знания и навыки будущим специалистам. Управленческий опыт сыграл свою роль - я с удовольствием стал работать со студентами, и проблем общения с ними у меня никогда не возникало. Даже в первый раз войдя в аудиторию, я чувствовал себя уверенно. Сейчас, с возрастом, дистанция между студентами и мной, наверное, несколько увеличилась, но это закономерно. Для меня более явными стали мотивы студентов. Сначала все практические дисциплины читал я и поэтому старался все время обращаться к практике, к собственным примерам.

- А на каком месте среди Ваших приоритетов находится научная деятельность?

- Как только я стал студентом, вплоть до окончания вуза - меня всегда интересовала наука. Сейчас я дорос в этом плане до создания и публикации учебной литературы. В позапрошлом году у нас вышла хорошая книга «Системный анализ в менеджменте». Чем она отличается от других подобных учебников? Она адаптирована под наши региональные условия развития. В этом году мы выпустили спецкурс на английском языке и я его читаю студентам-менеджерам. Это особая гордость - сейчас при поддержке ректора, Владимира Александровича Шаповалова, мы дорабатываем это пособие, для переиздания в другом качестве, чтобы в дальнейшем получить гриф министерства образования РФ. Завершается работа над изданием качественного электронного учебника.

- Виктор Николаевич, сегодняшние студенты чаще радуют Вас или огорчают?

- Если так парадно отвечать, я должен сказать: «Да, радуют, и я безмерно счастлив». Но на самом деле, это не так. Вы понимаете, они в очень сложной ситуации находятся. Я вижу, как они трудятся, стараются подработать. И я их понимаю, уж таковы современные экономические условия в стране. Единственное, что я им все время повторяю: «Я хочу, чтобы у вас были конкурентные преимущества». Студенты часто пользуются услугами Интернета: скачают информацию для семинарского занятия, а вникнуть в нее некогда - вот и получается недоработка.

- Что Вы считаете своим главным достижением в жизни?

- Я не подводил еще итогов своей жизни, рановато, 70 лет всего.

- Расскажите, пожалуйста, о своей  семье.

- У меня обыкновенная «советская» семья: поженились с Алиной Васильевной в 1962 году, она как раз заканчивала математический факультет нашего пединститута. Потом поехала за мной в Казахстан, работала там учителем. У нас двое детей: дочь Ирина живет в Америке, сын Владимир недавно переехал с семьей в Воронеж. 1 февраля у меня внучка родилась, теперь их трое - две внучки и внук.

- Какое Ваше любимое блюдо?

- Я находка для жены, ем без разбору все, но предпочитаю, конечно, мясо жареное, шашлык.

- У Вас есть любимая книга, кинофильм?

- Я люблю книги по истории, у меня большая библиотека. Василий Ключевский, Сергей Соловьев, Николай Карамзин - это ребята, которые, писав свои произведения, думали об истине, а не о том, хорошо или плохо они будут выглядеть. Нравится мне Николай Бердяев, недавно перечитывал его сочинения.        Люблю хорошие фильмы о войне, особенно нравится экранизация мемуаров. Потому что в мемуарах, даже если человек приукрашивает, все равно присутствует очень много реальности. Поэтому я предпочитаю документалистику.

- У многих есть крылатые выражения или афоризмы, отражающие их жизненные принципы...

- У меня таких два: «Знание принципов позволяет обойтись без знания фактов» (Гельвеций), и второй Сенеки: «Если ты не знаешь, к какой гавани плыть, ни один ветер не будет тебе попутным». Я часто повторяю студентам: «Ты должен быть целеустремленным, точно знать, какую должность хочешь занимать, и где». Главная задача человека - жить в мире с самим собой и окружающими. Сейчас мы разрабатываем новый спецкурс «Моделирование компетентного менеджера», это инновационный курс, который способен помочь разобраться студентам в себе, своих способностях, сделать точную примерку той или иной профессии. Недавно мы с ними писали контрольную работу на тему «Моя карьера». В ней ребята определили все свои сильные и слабые стороны - характера, способностей, желаний, внешнего окружения. Среди слабых сторон они указывали стеснительность, незнание иностранного языка, неумение контактировать с людьми, неумение преподнести себя. Это были пронзительные по своей искренности работы. Поэтому мы новый спецкурс задумываем, учитывая результаты этих контрольных. Подводя итог вышесказанному, хочу вспомнить эпиграф к нашему учебному пособию по менеджменту на английском языке: «Недостаточно просто знать менеджмент в экономике. Настоящий студент нуждается в приобретении искусства и компетенции, чтобы быть успешным в своей работе».

- У Вас есть любимое место в Ставропольском государственном университете?

- Я люблю нашу аудиторию 305, которую мы оборудовали специально для обучения менеджеров. Там очень приятно вести занятия, общаться со студентами.

- Вы строгий экзаменатор?

- Нет, я либеральный. Смотрю наперед, с чем студенту придется столкнуться в будущем, и что он для этого делает сейчас. Если студент старается, хочет быть высококлассным специалистом и при этом подрабатывает, я могу пойти навстречу, верхоглядам - нет.

- И напоследок расскажите, пожалуйста, какую-нибудь курьезную историю, которая случилась в Вашей преподавательской работе.       

- Да вот, недавно. Приходит ко мне заочник, будущий дипломник, которого ко мне распределили, вижу его первый раз. Он говорит: «А Виктора Николаевича можно увидеть?» Я говорю: «Можно, это я». - «А раньше вы не так выглядели». Я говорю: «А как я выглядел?». А у нас на соседней кафедре Виктор Николаевич Борозинец работает. Оказалось, что этот заочник по ошибке первый раз к нему на консультацию приходил.

Создано: 2009-03-30 17:44:52 Автор: Юлия Данильченко